Ветеринарный менеджмент и организация ветдела
Формирование института оказания ветеринарных услуг находится, к сожалению, на начальном этапе развития и требует внимательного изучения и разработки изменений и дополнений в существующую систему норм.
Конституция РФ провозглашает право каждого на охрану здоровья (ст. 41.) и благоприятную окружающую среду (ст. 42.).
Охрана здоровья граждан подразумевает совокупность мер политического, экономического, правового, социального, медицинского, санитарно - гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни
Соблюдение права на благоприятную окружающую среду в РФ обеспечивается на основе последовательного осуществления системы правовых, организационно - управленческих, технических, хозяйственных, научных, воспитательных и иных природоохранительных мер.
Кроме того, ст. 56 Конституции РФ для обеспечения безопасности граждан предусмотрено введение чрезвычайного положения. Федеральным конституционным законом № 3 - ФКЗ от 30. 05. 2001 г. «О чрезвычайном положении» установлены обстоятельства введения чрезвычайного положения. Одним из этих обстоятельств являются эпизоотии повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Совершенно очевидна тесная взаимосвязь между ветеринарным, природоохранным законодательством и законодательством об охране здоровья и экологической безопасности граждан. Важным фактором реализации гражданами положений ст. 41, 42, 56 Конституции РФ является получение различных видов услуг, вне зависимости кем они оказываются: государством, органами местного самоуправления, организациями или частными предпринимателями.
Сегодня рынок услуг выходит за пределы национального регулирования: 15 апреля 1994 г. члены Всемирной торговой организации подписали Генеральное соглашение по Торговле услугами (ГАТС), в преамбуле которого стороны указывают на растущее значение торговли услугами для роста и развития мировой экономики.
На протяжении длительного периода времени изучение отношений в сфере ветеринарии, связанных в частности с оказанием ветеринарных услуг, не вызывало интереса с точки зрения граждански — правовых отношений. Сложившаяся ситуация объясняется существовавшей в СССР государственной плановой системой обеспечения потребности в ветеринарных услугах, отношения в рамках которой традиционно регулировались сугубо административно - бюрократическими методами.
После распада СССР в России начался процесс формирования правоотношений в сфере оказания ветеринарных услуг, который позволил по-новому оценить содержание и место ветеринарных услуг в системе правового регулирования.
Поводом для такого переосмысления послужило нормативное закрепление в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее ГК РФ) услуги как объекта гражданских прав и института возмездного оказания услуг, к числу которых отнесены в т. ч. ветеринарные услуги. Ветеринарные услуги впервые урегулированы гражданским законодательством РФ именно как самостоятельный вид услуг, отличный от обязательств в рамках трудового договора и договора подряда.
Анализ действующих гражданско-правовых отношений и современного законодательства позволяет обобщить признаки присущие ветеринарным услугам.
К общим признакам относятся:
- оказание ветеринарной услуги имеет имущественный характер, так как создает определенный экономический эффект в виде удовлетворения потребности животного принадлежащего гражданину в квалифицированной ветеринарной помощи и потребности человека в поддержании здоровья принадлежащего ему животного. В соответствии со ст. 130 ГК животные являются движимой вещью, а право собственности граждан и юридических лиц закреплено ст. 213 ГК РФ;
- предмет ветеринарных услуг состоит в деятельности ветеринарных специалистов (ветеринарных врачей, ветеринарных фельдшеров, ветеринарных ассистентов, ветеринарных лаборантов и т. д.) по сбору анамнеза, клинической и лабораторной диагностике, выбору пути лечения и его проведения,
- положительный исход и результат услуги не могут быть гарантированы (влияние оказывают как объективные явления -отсутствие научных разработок, необходимых препаратов, так и свойства организма самого пациента - аллергия (непереносимость определенных препаратов, влияние иных заболеваний). Кроме того, исход лечения животного зависит и от качества кормления и содержания животного;
- при оказании ветеринарных услуг в большинстве случаев отсутствует вещественный результат, но даже при его наличии он по большей части не может быть передан владельцем животного другому лицу;
- ветеринарная услуга неразрывно связана с личностью исполнителя услуги и её качество во многом зависит от уровня знаний исполнителей, их умений и квалификации.
Так же имеются дополнительные специфические черты ветеринарной услуги: социально - экономическая значимость,
публичность договора, конфиденциальность связанная с оказанием ветеринарных услуг, особая цель - восстановление, поддержание и улучшение здоровья животных, высокий профессионализм исполнителя; особый объект воздействия - организм животного; использование современных достижений науки и техники; необходимость введения особого механизма контроля качества оказываемых ветеринарных услуг.
Данные характеристики позволяют отделить ветеринарные услуги от социальных услуг, от медицинских услуг, от действий связанных с использованием ветеринарных знаний, умений, ветеринарного оборудования, но ветеринарными услугами не являющихся.
Процесс законодательного реформирования системы норм, регламентирующих порядок и условия оказания ветеринарных услуг, проводится в РФ сегодня очень вяло и без учета изменений в граждански — правовых отношениях происходящих в обществе.
Не смотря на динамично развивающиеся рыночные отношения в обществе, оказание ветеринарных услуг в РФ находится в тени правового регулирования. Ветеринарные услуги и их предоставление в большей части декларированы действующим законодательством РФ при отсутствии реального механизма реализации декларативных положений.
При этом регулирование оказания ветеринарных услуг происходит без учета гражданско - правовых характеристик ветеринарных услуг, что обусловлено недостаточным развитием законодательства в этой сфере.
В нормотворческой деятельности не учитываются особые характеристики, которые присущи ветеринарным услугам и отличают данную категорию услуг от иных видов услуг, оказываемых в сфере гражданско — правового оборота.
Недостаточное изучение ветеринарной услуги с точки зрения гражданско - правовых позиций с учетом ветеринарного законодательства, анализ особенностей договора оказания ветеринарных услуг, исследование тенденций развития института оказания ветеринарных услуг, перспектив развития ветеринарного законодательства в целом не способствуют систематизированному изучению природы ветеринарных услуг, что позволило бы выработать адекватную систему регулирования отношений по оказанию ветеринарных услуг, которая в полной мере отвечала бы потребностям современного человека, общества и государства.
Перспективы развития законодательства РФ, регулирующего правоотношения по оказанию ветеринарных услуг далеко не радужны.
По состоянию на 01. 01. 2006 г. нормативно - правовая база оказания ветеринарных услуг ничтожно мала.
Несмотря на важную необходимость установления правовых основ регулирования системы оказания ветеринарных услуг мы имеем недостаточно сбалансированное, слабо урегулированное, а в иных случаях и противоречивое ветеринарное законодательство.
Одним из важнейших документов, регулирующих оказание ветеринарных услуг, являются «Правила оказания платных ветеринарных услуг» утверждены Постановлением Правительства РФ от 06. 08. 1998 г. с изменениями и дополнениями (далее Правила).
Данные Правила не только не предполагают повышения качества нормативного регулирования, не учитывают современные тенденции развития законодательства, но и имеют худшую по сравнению с другими отраслями систему регулирования рассматриваемых правоотношений.
Следует отметить, что Правила разработаны в соответствии с Законами РФ «О защите прав потребителей» и «О ветеринарии». Вместе с тем Закон РФ «О ветеринарии» во многом является декларативным актом, который в общих чертах определяет порядок организации охраны здоровья животных, охраны территории РФ от заноса инфекционных заболеваний, ветеринарно — санитарное благополучие продукции животного происхождения, права и обязанности ветеринарных работников, условия привлечения к ответственности за несоблюдение ветеринарного законодательства.
При этом Закон РФ «О ветеринарии» не устанавливает четкий механизм реализации провозглашенных норм, а оказание ветеринарных услуг вообще никак не урегулировано.
Конкретные предложения по внесению изменений в ветеринарное законодательство точных формулировок специальных правовых норм, касающихся сферы ветеринарных услуг, требуют тщательной многосторонней проработки, проверки и могут составить предмет самостоятельного научного исследования.
Необходимо отметить, что любые изменения в сфере урегулирования деятельности по оказанию ветеринарных услуг должны учитывать важнейшие и неотъемлемые права человека на охрану здоровья, благополучную окружающую среду и защиту от чрезвычайных ситуаций связанных с эпизоотиями.
По моему мнению, разработкой и формированием нормативной базы регулирующей оказание ветеринарных услуг должно заниматься профессиональное сообщество ветеринарных специалистов заинтересованных в динамично развивающейся системе правового урегулирования рынка ветеринарных услуг. К сожалению в сфере оказания ветеринарных услуг не нашли своего понимания и применения этические нормы и правила.
В России отсутствует единый акт, устанавливающий этические нормы в деятельности ветеринарных специалистов. Нет и нормативных документов, которые бы содержали моральные нормы и правила при оказании ветеринарных услуг.
Многие представители ветеринарного сообщества считают, что отношение ветеринарных специалистов с пациентами и их владельцами, должны регулироваться как этическими, так и правовыми нормами.
Таким образом, необходимо подчеркнуть, что в правовом регулировании нуждается не только управление и организация ветеринарного дела, но и отношения, возникающие при оказании ветеринарных услуг между пациентом, собственником пациента и ветеринарным специалистом (ветеринарной организацией), поскольку при этом затрагиваются права животных, граждан и общества, имеющие первостепенный характер.
Важную роль при формировании и совершенствовании законодательства в части оказания ветеринарных услуг призвано играть изучение зарубежного опыта правового и этического регулирования отношений по оказанию ветеринарных услуг развитых стран Европы, США, Канады, Австралии - представляющие наиболее яркие примеры развитой системы нормативно - правового и этического регулирования отношений в сфере оказания ветеринарных услуг.
Сальников А. В.
Ветеринарный отдел филиала Октябрьской районной ветеринарной службы с госветинспекцией,
г. Нягань, Ханты - Мансийский автономный округ - Югра
Просмотров: 9729