Ветеринарный менеджмент и организация ветдела

Формирование института оказания ветеринарных услуг находится, к сожалению, на начальном этапе развития и требует внимательного изучения и разработки изменений и дополнений в существующую систему норм.

Конституция РФ провозглашает право каждого на охрану здоровья (ст. 41.) и благоприятную окружающую среду (ст. 42.).

 

Охрана здоровья граждан подразумевает совокупность мер политического, экономического, правового, социального, медицинского, санитарно - гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни

 

Соблюдение права на благоприятную окружающую среду в РФ обеспечивается на основе последовательного осуществления системы правовых, организационно - управленческих, технических, хозяйственных, научных, воспитательных и иных природоохранительных мер.

 

Кроме того, ст. 56 Конституции РФ для обеспечения безопасности граждан предусмотрено введение чрезвычайного положения. Федеральным конституционным законом № 3 - ФКЗ от 30. 05. 2001 г. «О чрезвычайном положении» установлены обстоятельства введения чрезвычайного положения. Одним из этих обстоятельств являются эпизоотии повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

 

Совершенно очевидна тесная взаимосвязь между ветеринарным, природоохранным законодательством и законодательством об охране здоровья и экологической безопасности граждан. Важным фактором реализации гражданами положений ст. 41, 42, 56 Конституции РФ является получение различных видов услуг, вне зависимости кем они оказываются: государством, органами местного самоуправления, организациями или частными предпринимателями.

 

Сегодня рынок услуг выходит за пределы национального регулирования: 15 апреля 1994 г. члены Всемирной торговой организации подписали Генеральное соглашение по Торговле услугами (ГАТС), в преамбуле которого стороны указывают на растущее значение торговли услугами для роста и развития мировой экономики.

 

На протяжении длительного периода времени изучение отношений в сфере ветеринарии, связанных в частности с оказанием ветеринарных услуг, не вызывало интереса с точки зрения граждански — правовых отношений. Сложившаяся ситуация объясняется существовавшей в СССР государственной плановой системой обеспечения потребности в ветеринарных услугах, отношения в рамках которой традиционно регулировались сугубо административно - бюрократическими методами.

 

После распада СССР в России начался процесс формирования правоотношений в сфере оказания ветеринарных услуг, который позволил по-новому оценить содержание и место ветеринарных услуг в системе правового регулирования.

 

Поводом для такого переосмысления послужило нормативное закрепление в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее ГК РФ) услуги как объекта гражданских прав и института возмездного оказания услуг, к числу которых отнесены в т. ч. ветеринарные услуги. Ветеринарные услуги впервые урегулированы гражданским законодательством РФ именно как самостоятельный вид услуг, отличный от обязательств в рамках трудового договора и договора подряда.

 

Анализ действующих гражданско-правовых отношений и современного законодательства позволяет обобщить признаки присущие ветеринарным услугам.

 

К общим признакам относятся:

 

- оказание ветеринарной услуги имеет имущественный характер, так как создает определенный экономический эффект в виде удовлетворения потребности животного принадлежащего гражданину в квалифицированной ветеринарной помощи и потребности человека в поддержании здоровья принадлежащего ему животного. В соответствии со ст. 130 ГК животные являются движимой вещью, а право собственности граждан и юридических лиц закреплено ст. 213 ГК РФ;

 

- предмет ветеринарных услуг состоит в деятельности ветеринарных специалистов (ветеринарных врачей, ветеринарных фельдшеров, ветеринарных ассистентов, ветеринарных лаборантов и т. д.) по сбору анамнеза, клинической и лабораторной диагностике, выбору пути лечения и его проведения,

 

- положительный исход и результат услуги не могут быть гарантированы (влияние оказывают как объективные явления -отсутствие научных разработок, необходимых препаратов, так и свойства организма самого пациента - аллергия (непереносимость определенных препаратов, влияние иных заболеваний). Кроме того, исход лечения животного зависит и от качества кормления и содержания животного;

 

- при оказании ветеринарных услуг в большинстве случаев отсутствует вещественный результат, но даже при его наличии он по большей части не может быть передан владельцем животного другому лицу;

 

- ветеринарная услуга неразрывно связана с личностью исполнителя услуги и её качество во многом зависит от уровня знаний исполнителей, их умений и квалификации.

 

Так же имеются дополнительные специфические черты  ветеринарной  услуги:  социально - экономическая значимость,

 

публичность договора, конфиденциальность связанная с оказанием ветеринарных услуг, особая цель - восстановление, поддержание и улучшение здоровья животных, высокий профессионализм исполнителя; особый объект воздействия - организм животного; использование современных достижений науки и техники; необходимость введения особого механизма контроля качества оказываемых ветеринарных услуг.

 

Данные характеристики позволяют отделить ветеринарные услуги от социальных услуг, от медицинских услуг, от действий связанных с использованием ветеринарных знаний, умений, ветеринарного оборудования, но ветеринарными услугами не являющихся.

 

Процесс законодательного реформирования системы норм, регламентирующих порядок и условия оказания ветеринарных услуг, проводится в РФ сегодня очень вяло и без учета изменений в граждански — правовых отношениях происходящих в обществе.

 

Не смотря на динамично развивающиеся рыночные отношения в обществе, оказание ветеринарных услуг в РФ находится в тени правового регулирования. Ветеринарные услуги и их предоставление в большей части декларированы действующим законодательством РФ при отсутствии реального механизма реализации декларативных положений.

 

При этом регулирование оказания ветеринарных услуг происходит без учета гражданско - правовых характеристик ветеринарных услуг, что обусловлено недостаточным развитием законодательства в этой сфере.

 

В нормотворческой деятельности не учитываются особые характеристики, которые присущи ветеринарным услугам и отличают данную категорию услуг от иных видов услуг, оказываемых в сфере гражданско — правового оборота.

 

Недостаточное изучение ветеринарной услуги с точки зрения гражданско - правовых позиций с учетом ветеринарного законодательства, анализ особенностей договора оказания ветеринарных услуг, исследование тенденций развития института оказания ветеринарных услуг, перспектив развития ветеринарного законодательства в целом не способствуют систематизированному изучению природы ветеринарных услуг, что позволило бы выработать адекватную систему регулирования отношений по оказанию ветеринарных услуг, которая в полной мере отвечала бы потребностям современного человека, общества и государства.

 

Перспективы развития законодательства РФ, регулирующего правоотношения по оказанию ветеринарных услуг далеко не радужны.

 

По состоянию на 01. 01. 2006 г. нормативно - правовая база оказания ветеринарных услуг ничтожно мала.

 

Несмотря на важную необходимость установления правовых основ регулирования системы оказания ветеринарных услуг мы имеем недостаточно сбалансированное, слабо урегулированное, а в иных случаях и противоречивое ветеринарное законодательство.

 

Одним из важнейших документов, регулирующих оказание ветеринарных услуг, являются «Правила оказания платных ветеринарных услуг» утверждены Постановлением Правительства РФ от 06. 08. 1998 г. с изменениями и дополнениями (далее Правила).

 

Данные Правила не только не предполагают повышения качества нормативного регулирования, не учитывают современные тенденции развития законодательства, но и имеют худшую по сравнению с другими отраслями систему регулирования рассматриваемых правоотношений.

 

Следует отметить, что Правила разработаны в соответствии с Законами РФ «О защите прав потребителей» и «О ветеринарии». Вместе с тем Закон РФ «О ветеринарии» во многом является декларативным актом, который в общих чертах определяет порядок организации охраны здоровья животных, охраны территории РФ от заноса инфекционных заболеваний, ветеринарно — санитарное благополучие продукции животного происхождения, права и обязанности ветеринарных работников, условия привлечения к ответственности за несоблюдение ветеринарного законодательства.

 

При этом Закон РФ «О ветеринарии» не устанавливает четкий механизм реализации провозглашенных норм, а оказание ветеринарных услуг вообще никак не урегулировано.

 

Конкретные предложения по внесению изменений в ветеринарное законодательство точных формулировок специальных правовых норм, касающихся сферы ветеринарных услуг, требуют тщательной многосторонней проработки, проверки и могут составить предмет самостоятельного научного исследования.

 

Необходимо отметить, что любые изменения в сфере урегулирования деятельности по оказанию ветеринарных услуг должны учитывать важнейшие и неотъемлемые права человека на охрану здоровья, благополучную окружающую среду и защиту от чрезвычайных ситуаций связанных с эпизоотиями.

 

По моему мнению, разработкой и формированием нормативной базы регулирующей оказание ветеринарных услуг должно заниматься профессиональное сообщество ветеринарных специалистов заинтересованных в динамично развивающейся системе правового урегулирования рынка ветеринарных услуг. К сожалению в сфере оказания ветеринарных услуг не нашли своего понимания и применения этические нормы и правила.

 

В России отсутствует единый акт, устанавливающий этические нормы в деятельности ветеринарных специалистов. Нет и нормативных документов, которые бы содержали моральные нормы и правила при оказании ветеринарных услуг.

 

Многие представители ветеринарного сообщества считают, что отношение ветеринарных специалистов с пациентами и их владельцами, должны регулироваться как этическими, так и правовыми нормами.

 

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что в правовом регулировании нуждается не только управление и организация ветеринарного дела, но и отношения, возникающие при оказании ветеринарных услуг между пациентом, собственником пациента и ветеринарным специалистом (ветеринарной организацией), поскольку при этом затрагиваются права животных, граждан и общества, имеющие первостепенный характер.

 

Важную роль при формировании и совершенствовании законодательства в части оказания ветеринарных услуг призвано играть изучение зарубежного опыта правового и этического регулирования отношений по оказанию ветеринарных услуг развитых стран Европы, США, Канады, Австралии - представляющие наиболее яркие примеры развитой системы нормативно - правового и этического регулирования отношений в сфере оказания ветеринарных услуг.

 


Сальников А. В.
Ветеринарный отдел филиала Октябрьской районной ветеринарной службы с госветинспекцией,
г. Нягань, Ханты - Мансийский автономный округ - Югра

Просмотров: 9729

Смотрите также:

Организация работы сотрудников ветеринарной клиники
Организация работы сотрудников ветеринарной клиники

Ни один человек не может быть совершенным, а команда может! Только когда команда создана и работает слаженно, ее следует сориентировать на продвижение продуктов и услуг. Без коллективного подхода к решению задач его результат будет гораздо ниже.
Каждый человек в чем-то силен, но в чем-то и слаб, а команда – это объединение мотивированных людей, каждый из которых выступает в свойственной ему роли, а все вместе обладают необходимыми знаниями и навыками. И задача руководителя заключается в том, чтобы обеспечить наилучшее применение мастерству отдельных членов команды, нивелировать отдельные недостатки и обеспечить команду необходимыми ресурсами, чтобы она могла выполнять свои функции с максимальной отдачей.


Свой бизнес: как открыть ветеринарную клинику
Свой бизнес: как открыть ветеринарную клинику

С июля 2005 года в России не требуется лицензия на занятие ветеринарной деятельностью. В соответствии с ст. 4 Закона РФ "О ветеринарии" открыть ветеринарную клинику может любой желающий с высшим или средним ветеринарным образованием (ветеринарный врач или фельдшер).

Рассмотрим основные моменты открытия ветклиники и ведения ветеринарного бизнеса.


Стратегия развития ветеринарной клиники
Стратегия развития ветеринарной клиники

Развитие ветеринарного бизнеса – личный выбор каждого из нас, а никак не обязанность. Ни закон, ни нравственные стандарты не требуют от нас иметь большую клинику. Тем не менее, бизнес, ветеринарный или любой другой, имеет тенденцию к расширению. Далее мы рассмотрим основные преимущества расширения ветеринарной клиники и предложим некоторые методы и стратегические направления такого расширения, а также дадим рекомендации относительно приемов управления и мониторинга бизнеса в ходе его расширения.

Меню

Собаки

Кошки

Птицы

Занимательно

Ветеринария

Справочник